Стану озером. Буду лежать и отражать облака... (с)
Хотелось бы узнать, в какие игры начинать играть с ребенком, которому исполнился один годик, чтобыразвивать моторику рук, мышление.
Ответ
читать дальше Игр для развития сенсомоторики очень много. А развитие мышления в этомвозрасте как раз связано с развитием пальчиков рук, так что игры наразвитие моторики практически дублируют игры на развитие мышления.
Посоветую некторые из них:
1. Аппликация.
Сделайте вместе с ребенком простую аппликацию. Ребенок 1 года может:
– мять и рвать бумагу;
– резать бумагу специальными безопасными ножницами (такие ножницы Вамеще не раз понадобятся, поэтому приобретите их для ребенка);
– мазать клеем лист;
– придавливать пальчиками (с Вашей помощью) детали для склеивания.
Полезно наклеивать не только бумагу, но и разные другие видыматериалов (ткани, деревяшки, траву и листья). Обеспечьте ребенкумаксимальное количество разнообразных тактильных ощущений.
2. Рисование.
Приобретите медовую акварель или специальные пальчиковые краски наводе. Рисуйте на большом листе ватмана «как рыбка плывет», «как поездедет», «как речка течет» и т.п. Можно делать отпечатки ладоней ипальцев.
3. Рамки-вкладыши.
Игра, которую нужно будет приобрести в магазине. Для начала это должныбыть самые простые рамки-вкладыши, с изображениями игрушек илиживотных, с крупными деталями на специальных штырьках. На таких играхобычно пишут возраст – от 3 лет, однако, не стоит особо доверятьпроизводителям, эти игрушки нужны ребенку уже начиная с 1-1,5 лет.Дети с увлечением пыхтят над рамками, сначала, конечно, собрать рамкине получается, зато через какое-то время они осваиваются ирешают задачу быстро. Тогда можно перейти к более сложным вкладышам.
4. Кубики.
Кубики незаменимы и должны быть в Вашем арсенале с 8 месяцев.Для начала познакомьте малыша с набором кубиков. Покажите, дайтепощупать, назовите все детали (только используйте правильныегеометрические термины). Стройте в присутствии малыша башни, ворота, дома, мостики, дороги. Сопровождайте свою игру комментариями о том, что Вы делаете и чтополучается в результате.
С 1,5 лет можно разнообразить занятия: наример, сложите несколькофигур из набора в мешочек и попросите ребенка достать, не глядя, туили иную фигуру. Для развития логического мышления хороша такая игра:попросите ребенка сложить фигуры в кучки по форме и/или цвету.
•См. также: Игры и упражнения, способствующие развитию речи
Развитие движений пальцев и кисти ребёнка
как один из методов развития речи
Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский
Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое,развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий наразвитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китаеспециалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничноеотношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходномсостоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными иметаллическими шариками. В Японии широко используются упражнения дляладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологовподтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтеревадоказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервнойдеятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убратьнапряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственнуюусталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развитьречь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палецимеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает,что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такойже как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти рукиесть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рукпредшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев вмозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевыереакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста,т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторикаявляется первым и единственным аспектом развития, который доступенобъективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует онормальном развитии ребёнка.
Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев. В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения:•потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;
•осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.
Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве такихтренажёров можно использовать «мохнатые» шарики из латекса (онипродаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая этишарики, то его руки сохраняют правильную форму.
В 4-5 месяцев для массажа используемь крупные шарики.Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажатьмячик между его ладоней и покрутить.
В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение «Причёсывание»:руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдольголовы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцыплечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим кмассажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводимразминание ежедневно в течение 2-3 минут.
В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляемпрокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) втечение 3-4 минут.
В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнениядля пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводимупражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев руквсем известные упражнения, созданные талантом нашей народнойпедагогики: «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая».
В этом возрасте рекомендую использовать при проведении упражнений игрушки-пищалки.Упражнение «Утёнок»
Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.Ты, утёнок, не пищи,Лучше маму поищи.
Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.
Упражнение «Киска»
Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.Киска, кисонька, кисуля! – Позвала котенка… (имя вашего ребёнка)Не спеши домой, постой! – И погладила рукой.В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать исобирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайтеучить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать«каракули».
Основные этапы развития моторных навыков руки
•8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) – точный «пинцетный захват».
•8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.
•10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.
•10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).
•11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули».
•12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразустраницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку,разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.
•13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.
•14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения.
•15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.
•17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной
•17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.
•18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.
•20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.
•21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.
•22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.
Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в моторномразвитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковойгимнастикой. Упражнения, предлагаемые мной в следующих статьях, помогутвам в этом.
Удачи и терпения вам в занятиях со своими детьми!
Ответ
читать дальше Игр для развития сенсомоторики очень много. А развитие мышления в этомвозрасте как раз связано с развитием пальчиков рук, так что игры наразвитие моторики практически дублируют игры на развитие мышления.
Посоветую некторые из них:
1. Аппликация.
Сделайте вместе с ребенком простую аппликацию. Ребенок 1 года может:
– мять и рвать бумагу;
– резать бумагу специальными безопасными ножницами (такие ножницы Вамеще не раз понадобятся, поэтому приобретите их для ребенка);
– мазать клеем лист;
– придавливать пальчиками (с Вашей помощью) детали для склеивания.
Полезно наклеивать не только бумагу, но и разные другие видыматериалов (ткани, деревяшки, траву и листья). Обеспечьте ребенкумаксимальное количество разнообразных тактильных ощущений.
2. Рисование.
Приобретите медовую акварель или специальные пальчиковые краски наводе. Рисуйте на большом листе ватмана «как рыбка плывет», «как поездедет», «как речка течет» и т.п. Можно делать отпечатки ладоней ипальцев.
3. Рамки-вкладыши.
Игра, которую нужно будет приобрести в магазине. Для начала это должныбыть самые простые рамки-вкладыши, с изображениями игрушек илиживотных, с крупными деталями на специальных штырьках. На таких играхобычно пишут возраст – от 3 лет, однако, не стоит особо доверятьпроизводителям, эти игрушки нужны ребенку уже начиная с 1-1,5 лет.Дети с увлечением пыхтят над рамками, сначала, конечно, собрать рамкине получается, зато через какое-то время они осваиваются ирешают задачу быстро. Тогда можно перейти к более сложным вкладышам.
4. Кубики.
Кубики незаменимы и должны быть в Вашем арсенале с 8 месяцев.Для начала познакомьте малыша с набором кубиков. Покажите, дайтепощупать, назовите все детали (только используйте правильныегеометрические термины). Стройте в присутствии малыша башни, ворота, дома, мостики, дороги. Сопровождайте свою игру комментариями о том, что Вы делаете и чтополучается в результате.
С 1,5 лет можно разнообразить занятия: наример, сложите несколькофигур из набора в мешочек и попросите ребенка достать, не глядя, туили иную фигуру. Для развития логического мышления хороша такая игра:попросите ребенка сложить фигуры в кучки по форме и/или цвету.
•См. также: Игры и упражнения, способствующие развитию речи
Развитие движений пальцев и кисти ребёнка
как один из методов развития речи
Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский
Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое,развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий наразвитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китаеспециалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничноеотношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходномсостоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными иметаллическими шариками. В Японии широко используются упражнения дляладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологовподтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтеревадоказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервнойдеятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убратьнапряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственнуюусталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развитьречь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палецимеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает,что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такойже как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти рукиесть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рукпредшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев вмозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевыереакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста,т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторикаявляется первым и единственным аспектом развития, который доступенобъективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует онормальном развитии ребёнка.
Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев. В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения:•потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;
•осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.
Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве такихтренажёров можно использовать «мохнатые» шарики из латекса (онипродаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая этишарики, то его руки сохраняют правильную форму.
В 4-5 месяцев для массажа используемь крупные шарики.Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажатьмячик между его ладоней и покрутить.
В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение «Причёсывание»:руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдольголовы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцыплечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим кмассажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводимразминание ежедневно в течение 2-3 минут.
В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляемпрокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) втечение 3-4 минут.
В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнениядля пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводимупражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев руквсем известные упражнения, созданные талантом нашей народнойпедагогики: «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая».
В этом возрасте рекомендую использовать при проведении упражнений игрушки-пищалки.Упражнение «Утёнок»
Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.Ты, утёнок, не пищи,Лучше маму поищи.
Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.
Упражнение «Киска»
Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.Киска, кисонька, кисуля! – Позвала котенка… (имя вашего ребёнка)Не спеши домой, постой! – И погладила рукой.В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать исобирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайтеучить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать«каракули».
Основные этапы развития моторных навыков руки
•8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) – точный «пинцетный захват».
•8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.
•10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.
•10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).
•11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули».
•12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразустраницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку,разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.
•13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.
•14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения.
•15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.
•17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной
•17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.
•18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.
•20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.
•21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.
•22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.
Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в моторномразвитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковойгимнастикой. Упражнения, предлагаемые мной в следующих статьях, помогутвам в этом.
Удачи и терпения вам в занятиях со своими детьми!
@темы: дети, 1 год, мелкая моторика